Блин. Я с таким внутренним энтузиазмом воспринял известие о том, что Россия, наконец, возвращается к программе межпланетных полётов. И вот те раз, опять двадцать пять:
Цитата:
Спустя два дня после старта межпланетного аппарата «Фобос-Грунт» сотрудникам российского космического агентства «Роскосмос» по-прежнему не удается освободить беспилотный космический корабль от земного притяжения. Неудачными оказались многочисленные попытки запустить по радиокоманде с наземной станции первый двигатель этого зонда. При выполнении маневра, предусмотренного на период после 150 минут полета, двигатели корабли должны были перевести «Фобос-Грунт» с временной низкой орбиты на явно выраженную эллиптическую переходную орбиту. На ней запущенный зонд должен был провести еще два часа и сбросить использованный двигатель, а также пустой бак, в котором раньше находилось топливо. После этого предполагалось включение второго двигателя космического зонда, который освободил бы его от притяжения Земли и направил бы его в сторону Марса и его спутника Фобоса.
А вот это меня просто добило.
Заместителю председателя Правительства РФ Иванову Сергею Борисовичу
Уважаемый Сергей Борисович! Не так давно СМИ показали Ваше выступление на коллегии Роскосмоса, в котором Вы весьма критично оценили текущее состояние дел в курируемой Вами отрасли. Конечно, уровень Вашей осведомленности в этом вопросе несравним с моим, до недавнего времени бывшим просто ведущим специалистом в ОКБ ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина". Но, на мой взгляд, истинное положение с созданием космической техники более удручающе, чем может показаться. Поскольку проектированием отдельных узлов, устанавливаемых на изделия, я занимался непосредственно, то смею настаивать на своем пессимистическом мнении. Несколько примеров, позволяющих оценить отношение к проектированию новой техники, практикуемое в этом НПО. Недавно, в январе этого года, после неоднократных отсрочек был наконец-то запущен аппарат "Электро-Л". Приводы остронаправленных антенн, установленных на нем, разрабатывал я. Такие же приводы (с некоторыми модификациями) будут установлены на аппаратах "Спектр" и на одном из аппаратов спецназначения. Так вот: проектирование этих весьма ответственных механизмов проводилось вообще без технического задания, на основании устных распоряжений, часто весьма противоречивых. И уже когда приводы изготавливались, только тогда пришло техническое задание на их разработку. Сами же антенны определились еще позже. Где я угадал, где не очень... Это пример по не самому сложному механизму, устанавливаемому на изделие, просто мне более понятному. Но такой подход – обычная практика в НПО им. С.А. Лавочкина. Добиваться же соблюдения норм, принятых в космической отрасли, весьма чревато будущими неприятностями. Впоследствии этот факт я очень даже ощутил на себе. Еще из жизни. Напрочь отсутствует теоретическое обоснование принимаемых технических решений, хотя по ЕСКД и предусмотрены этапы, предваряющие выпуск рабочей документации. Решающим критерием являются не научно апробированные аргументы, а то - понравится ли конструкция начальнику, или нет. Просто исходя из его эстетических ощущений. Какой-либо инженерный диспут невозможен в принципе. Царит постулат: я начальник – ты дурак. Апеллировать к должностной инструкции бесполезно: это пустая бумажка, а в моем случае (для ведущего специалиста) таковой просто не существовало! Особенно же неприемлемы руководством ОКБ честные (именно не формальные, а объективные, с учетом вероятных условий эксплуатации) расчеты надежности. После моих упорных настояний, что надежность является определяющей в космической технике, поскольку содержит в себе прочностной и другие показатели, а в конечном итоге определяет конструкцию в целом, один из не последних руководителей остроумно возразил: «Надежность – продажная девка империализма. Надо будет – я (именно Я!) заплачу директору Центра надежности и он напишет ту цифру, какую надо». В основном так и происходит – в отчетах, отсылаемых в ЦНИИМАШ, формально ставится нужное число девяток, а далее жизнь показывает, угадали или нет. Вероятность - она и есть вероятность! На все тот же субъективизм, зачастую переходящий в откровенную тупость, наталкиваются и попытки внедрить что-то новое. Здесь приходится слышать ответ: «У нас (понимается в НПО) так еще не делали». И все! Доказывать, что когда-то и паровозов не делали, чаще всего бесполезно. Между тем те же американцы, китайцы и др. не спят и их изделия летают и дальше, и, что еще важнее, гораздо дольше наших. Такие же дела и с испытаниями. В целях мнимой экономии вместо изготовления одного-двух агрегатов для доводочных испытаний, как это и предусмотрено нормативами, в производство закладывается сразу серия, с учетом летных образцов. В итоге исправить конструкцию, если что не так, можно только отчасти. Поэтому на дефекты, выявленные при испытаниях, но не приводящие к откровенной неработоспособности, зачастую просто закрывают глаза. Дескать, все равно вряд ли полетит, а за переделку можно премии лишиться. Но если дефект более очевиден, тогда в брак уходит вся серия. Вот и экономия! В итоге конструктор лишается очевидного в технике права на поисковую ошибку. Отсюда инженерная трусость, безынициативность. Хочу упомянуть и об искусственном разделении структуры ОКБ. Оно поделено на Центры, в каждом из которых свой директор, его замы, плановые отделы и т.п. И такая организация привела к реальной разобщенности некогда единого ОКБ. Центры сами стараются обеспечить себя заказами, и по возможности выполнить этот заказ своими силами, дабы ни с кем не делиться. Отсюда с одной стороны дублирование служб (например, несколько подразделений занимаются редукторами, каждое на свой лад), с другой стороны тот же привод проектируется в трех Центрах – блок управления в одном, электрика в другом, механика – в третьем. И каждая из этих частей не хочет понимать другую. А если случается какая-то нештатная ситуация (а случается это часто), то начинается поиск не причины, а виноватого – каждый валит на другого. Получается как в пословице про дитя и нянек. В общем, Сергей Борисович, проблем, как говорится, выше крыши. Не буду рассказывать о системе «откатов». Это совершенно отдельная тема и ей пусть занимаются, если захотят, компетентные органы. Можно поднять документацию по серии запусков «Демонстраторов», по «Солнечному парусу» – да много по чему… Или по современным, например MetNet. Одно скажу: никто их всерьез не собирался и не собирается запускать. А все эти прожекты, включая и разные там «Луна-Глоб», «Луна-Ресурс» и пр., прежде всего прекрасный повод для бесконечных заграничных вояжей начальственной верхушки и элементарного выкачивания денег из бюджета! А чего стоит эпопея с «Фобос-Грунт»! Вот где настоящая курица, несущая золотые яйца! И если придется все-таки отправить этот аппарат в полет, то очень многие будут искренне огорчены расставанием. Скажете, что все это голословно? Проверьте сами: сопоставьте даты начала работ, израсходованные суммы и оцените, что уже сделано. И оцените не рекламные ролики и не выставочные макеты, а реальное «железо»! Это несложно. Уверяю, если подойти к этому вопросу не предвзято, без опаски обидеть «хороших» людей, то можно найти много любопытного. И не думайте, что я это только сейчас выплескиваю. Сколько там работал, столько и кричал, ругался, доказывал. Пока нужны были приводы, по которым я, позвольте проявить нескромность, считался специалистом, меня еще терпели. Соглашались: да, мол, бардак, но что мы можем? И это говорили начальники не последнего уровня. Я им: «Так кричите, ругайтесь, у вас же больше возможностей! Я вам надоедаю, вы выше бейте, может, что и получится?» Какой там! Кто уже на пенсии – боязно за свое теплое место! А кто еще и выше метит, негоже себе карьеру портить. И как в стену из ваты натыкаешься – ни реакции, ни движения! В итоге все-таки наступила логическая развязка: когда основные работы по моей тематике были завершены, мне устроили элементарную травлю. Заключалась она, прежде всего, в полной профессиональной блокаде. Ну и по мелочи - лишение премий, надбавок и т.п. Записался на прием к Генеральному конструктору, у которого и день для этого определен. Но на подступах к нему тройной рубеж обороны, как перед Москвой в 41-м! Побившись об эту чиновничью стену, я понял, что НПО им. С.А. Лавочкина наплевать и на мой 29-ти летний стаж работы в нем, и на изобретения, которые я внес в копилку его патентов! Можно было бы еще побороться, но я явственно осознал, что окажусь или в психушке, или поневоле стану террористом. Ей-богу, очень хотелось пойти по примеру героя известного фильма «Ворошиловский стрелок»! Но серьезное оружие надо еще поискать, а эта тупая чиновничья масса до того уже достала, что в свои 52 года я просто ушел в никуда. И скажу откровенно, Сергей Борисович: очень обидно! Обидно прежде всего за то, что еще многое не сделал, хотя и мог бы! Обидно и за то, что ощутил себя изделием, которым попользовались, а потом просто выкинули на помойку - "Электро-Л" летает, антенны наводятся, "мавр сделал свое дело"! Конечно, хочется верить, что Вам, Сергей Борисович, удастся наладить дела в подведомственной Вам отрасли. Но что-то заставляет меня усомниться, что даже Вы, со всем Вашим потенциалом, сумеете разгрести эти авгиевы конюшни. В любом случае, желаю Вам удачи! А я все-таки пытался что-то сделать, пусть и не получилось! Морозов Николай Васильевич 08.03.2011 20:03
Неудачные запуски корабля «Прогресс М-12М» с ракетой-носителем «Союз-У» 24 августа, ракеты-носителя «Протон-М» со спутником связи «Экспресс-АМ4» 18 августа, а также трех спутников ГЛОНАСС в декабре прошлого года обошлись Федеральному космическому агентству (Роскосмос) в 16 млрд руб, передает RBCdaily.ru. Стоимость изготовления одного «Протона-М» составляет 2,4 млрд, страховка за утрату «Экспресс-АМ4» равняется 7,5 млрд руб., инцидент с утратой «Союз-У» 24 августа обошелся в 1,5 млрд рублей. Все эти ЧП произошли за последние девять месяцев. Полеты космической техники были застрахованы, отмечает «Коммерсант».
Это до августа. Теперь вот ещё:
Цитата:
Российская межпланетная станция "Фобос-Грунт", с которой минувшей ночью сложилась нештатная ситуация, была застрахована на 1,2 миллиарда рублей. Об этом заявил заместитель председателя правления компании-страховщика "Русский страховой центр" Вячеслав Шабалин.
По его словам, станция застрахована от всех рисков, в том числе и от полной гибели. Он также отметил, что станция перестрахована на российских и зарубежных рынках, передает РИА "Новости".
Напомним, ЧП с межпланетной станцией "Фобос-Грунт" произошло при выведении аппарата на траекторию отлета к Марсу. Восьмитонный космический аппарат, отделившийся от ракеты-носителя «Зенит-2 SБ», должен был самостоятельно продолжить путь. Однако маршево-двигательная установка не включилась: космический корабль внезапно перестал подавать сигналы. Специалисты долгое время не могли найти координатов "Фобос-Грунта".
И хотя первые четыре включения маршевого двигателя прошли штатно, затем были выявлены проблемы с передачей на Землю телеметрической информации с блока.
Вот про Фобос:
Цитата:
Однако маршево-двигательная установка не включилась: космический корабль внезапно перестал подавать сигналы. Специалисты долгое время не могли найти координатов "Фобос-Грунта"
Может под копирку писали или правда рано было запуск устраивать., но такое бабло и ведь не проверишь...
Застрявшая на орбите российская межпланетная станция " Фобос-Грунт " уже никогда не полетит на Марс и, скорее всего, в середине января упадет на Землю, признал генконструктор НПО имени Лавочкина, в котором разрабатывался аппарат.
«Фобос-Грунт» с точки зрения основной миссии — полета к Марсу — уже надо признать потерянным, потому что уже изменилась вся баллистика и он уже в любом случае не сможет долететь до Красной планеты. Это уже факт. Миссия уже не выполнима", — сказал генконструктор Виктор Хартов в кулуарах конференции «Астрофизика высоких энергий сегодня и завтра».
Причиной аварии могла стать ошибка в программном обеспечении, не исключил Хартов. Сейчас в НПО имени Лавочкина работает внутренняя комиссия, которая проверяет всю документацию по «Фобосу», добавил он.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения