На фото церковь Николая Чудотворца, Поречье, Калужская обл. Памятник в с. Полом, Удмуртия. Оба артефакта живы и здоровы, не считая разрушения временем.
ПС Старообрядцы на территории Нижегородской епархии http://forum.vgd.ru/478/54710/ и ещё [b-maresyevo.ru/wp-content/.../12/Старообрядчество-в-Большом-Маресьеве.docx]
Старообрядцы в Большом Маресьеве Во многих селах есть особое место на кладбище или отдельное кладбище для захоронения старообрядцев или, как их называют, кулугуров. Есть такое место и на Большемаресьевском кладбище. На нем до сих пор хоронят в основном старых людей . В Большом Маресьеве существовала также старообрядческая церковь. Она называлась Троицкая церковь Большемаресьевской старообрядческой общины Белокриницкой иерархии. Откуда взялись старообрядцы в селах Лукояновского района? Я долгое время думала, что это остатки дониконовских старообрядцев, но оказалось это не совсем так. Старообрядчество, как религиозное течение возникло после того как в 1653 году патриарх Никон стал редактировать и изменять Священное писание. В результате изменились некоторые подходы к священнослужению, обряды и другие культовые ритуалы ( например, креститься стали не двумя перстами, а тремя и т.п.) Тогда и появились люди, несогласные с новым религиозным учением, которые и стали называться старообрядцами или раскольниками. В начале тридцатых годов 19 века появляются у старообрядцев предприимчивые люди, идущие отыскивать епископов древнего дониконовского благочестия, живущих за границей, где-то далеко на Востоке. Мысль эта весьма сочувственно была встречена на Рогожском кладбище в Москве, но за осуществление ее взялись петербургские старообрядцы Громовы, решившие для большого успеха дела, держать предприятие свое в тайне и вести его на свой счет и страх. В то же время они понимали, что русское правительство не потерпит учреждения раскольнической архиерейской кафедры, и потому обратили свои взоры на Австрию, единственную страну, где русские раскольники, жившие там в небольшом числе, пользовались признанием правительства. Еще при царе Алексее Михайловиче, особенно же в правление царевны Софии и при Петре I, раскольники, уходившие за границу от преследований русского правительства, стали селиться в Молдавии. По соседству с Галицией молдавские раскольники жили в городе Сучаве и в нескольких близлежащих селениях. Когда в 1777 г., на основании мирного трактата между Австрией и Турцией, часть округа Сучавского вошла в состав Буковины и включена была в границы австрийских владений, в число этих владений вошли и некоторые местности , населенные отчасти раскольниками-беглопоповцами. Заботясь об умножении населения, император Иосиф II, в надежде побудить молдавских липован к переселению в Австрию, издал 9 октября 1783 г. патент, в силу которого молдавским липованам дозволялось в пределах Австрии "совершенно свободное отправление религиозных действий им, всем их детям и потомкам, вместе с их духовенством". Привлеченные этим патентом, в том же 1783 г. переселились в Буковину многие раскольники из Добруджи и местом своего поселения избрали урочище Варницу, где и образовались раскольнические селения: Белая Криница и Климовцы. Немедленно после переселения липоване стали ходатайствовать о разрешении основать в Белой Кринице монастырь; но в этом им со стороны австрийского правительства, закрывавшего тогда и католические монастыри, решительно было отказано. Тогда они в 1785 г. тайным образом устроили скит в большом буковом лесу Белой Криницы, но скит этот был правительством закрыт; липоване перенесли его в самое селение, и там он тайно просуществовал до сороковых годов текущего столетия, не имея никакого значения. Число братии было всегда ничтожно, редко более 10 человек, почти исключительно беглых из России. Да и всех липован в Буковине было в 1847 г. до 2000 душ обоего пола; значительная часть их принадлежала к беспоповщине. В этом-то Белокриницком монастыре Громовы и задумали учредить кафедру раскольничьего архиерея, для чего снарядили в Буковину Петра Васильева Великодворского, впоследствии стяжавшего себе в старообрядческом мире великую знаменитость под именем инока Павла Белокриницкого . Павел написал "Устав Белокриницкого староверского общежительного монастыря", который должен был служить апологией липованского монастыря. Наибольшего развития Белокриницкая . иерархия достигла в 1905—17, когда она объединяла крупных промышленников и купцов Её вторым центром была церковь на Рогожском кладбище в Москве. В Нижегородской губернии Белокриницкая иерархия имела в 1912 году 30 370 своих сторонников. Половина из них проживала в северной, заволжской части губернии, половина - в южной, нагорной части. Начало XX века было отмечено бурным ростом храмостроительства. По их числу белокриницкие превзошли все остальные согласия вместе взятые - более 30 церквей (и более 40 моленных домов). Наиболее значительными тенденциями в недрах согласия были его централизация, усиление значения епископата и священства в противовес “попечителям” общин из купцов и зажиточных крестьян, а также бурная общественно-церковная жизнь в виде организации старообрядческих союзов, братств, съездов, издательской деятельности, активизации миссионерской деятельности среди новообрядцев и особенно беспоповцев спасова согласия , которые целыми общинами переходили в белокриницкое согласие.
Развалины Троицкой церкви в с.Б-Маресьеве В Большом Маресьеве церковь основали мещанине г. Лукоянова, Валовы, проживающие в с. Большое Маресьево, в первую очередь Андрей Фаттеевич и его сыновья: Михаил, Тимофей, Василий. Большую помощь в обустройстве церкви оказывал также мещанин г.Лукоянова Афанасий Тихонович Макаров, проживающий в с.Б-Маресьево. Он вместе с Валовыми занимался изготовлением канатов для Волжских судов ( Мещане- в Российской империи 1775-1917 гг податное сословие из бывших посадских людей: ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы). Кстати, сам Андрей Фаттеевич первоначально не был старовером. Он принимал активное участие и в делах православной Николаевской церкви- главного храма с.Б.Маресьева. У Макаровых и Валовых были сучильни пряжи из конопли. Свою продукцию они отправляли в Нижний Новгород, Саратов, Сызрань. Помогали Валовым и их родственники-купцы из Лукоянова и Саратова. Построена церковь была около дома Андрея Валова. Она была открыта в 1912году. В ней совершали обряды крещения, венчания, отпевания. Крестили детей старообрядцев из Большого Маресьева, Тольско-Майданской волости (кр.Симеона Баринова из Василева Майдана, Шарабаевых, Ершовых) из Ломакино Сергачского уезда(Зыковых),Павленковых из Большой Поляны, Мокрецовых, Майоровых, Орловых из с.Елфимова, Федора Ивановича Цымбалова из Малой Поляны и многих других.
Развалины старообрядческой церкви.
Книга из старообрядческой церкви с печатью храма В Большом Маресьеве к старообрядческой общине присоединялись зажиточные крестьяне, лавочники. Старообрядцами были в первую очередь Валовы: Николай Васильевич и его жена Евдокия Ивановна, Семен Иванович, Константин, крестьяне Иван Васильевич Коротков, Резаковы, Вертьяновы, Аршиновы, Иван Михайлович и Евдокия Федоровна Глумовы, Митрофанов Иван Иванович, Табашин Семен Иванович, Королев Федор Алексеевич. Кстати, не все Королевы перешли в старообрядческую общину. На обычном кладбище в Большом Маресьеве похоронен один из Королевых , умерший в 1913 году Скорее всего, первым священником старообрядческой церкви был Тимофей Сауткин. Последним был клирик (или Кирик) Мущинов. Троицкая церковь просуществовала чуть дольше, чем главная церковь Большого Маресьева - Николаевская. Сразу после революции дома Валовых были экспроприированы, хозяева уехали из села. Дома были переданы организациям или проданы с торгов. В 1937- 39 годах клирик был арестован и церковь закрыта.
Белокриницкая иерархия существует до сих пор. Центром старообрядчества является церковь на Рогожском кладбище в Москве. Нижегородской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви нет, все общины Нижегородской области подчиняются Москве. Крупнейший приход- Успенский Храм в Н.Новгороде (на Бугровском кладбище)
Дом Василия Андреевича Валова В.А.Валов с семьей
Дом Валова Андрея Фаттеевича ( ко времени революции его уже не было в живых, дом перешел в наследство его дочери)
Дом Федора Алексеевича Королева. В настоящее время здесь расположена сельская библиотека.
Склады для хранения конопли и товаров для продажи
Составитель В.А.Полеткина
Литература 1.Википедия 2.Православная энциклопедия 3.Д.Таевский. История религии 4.С.В.Рудаков. Старообрядческие толки и согласия в Нижегородской области 5.Книга записей Троицкой церкви Большемаресевской старообрядческой общины Белокриницкой иерархии.
Тихий
Заголовок сообщения: Re: Старые фотографии лукояновцев
Да простят меня форумчане за выставленные фотографии - приведшие меня и Вас в состояние удивления и скептицизма … В Б Маресьеве жили мои родители и я с 1954 по 1960 гг и не разу не слышал разговоров об старообрядчестве и артефактах в селе ?ввели в заблуждение 2 фотографии. Купился за здорово не проверив источники по фотографиям. все это не Б. Маресьево... Таких сооружений не было... Вот и верь всему тому что выставляют ... Как и нет первоисточников по соборам в г Лукоянове - есть только фото репродукции с картинок А.С. Свешникова . При большом увеличении видно не источник а квантованное изображение.. Что то неестественное в фигурах людей и животных ??? - Не те пропорции ..
Вложения:
Комментарий к файлу: Собор в Лукоянове imageIE5DRJCA.jpg [ 57.39 | Просмотров: 8065 ]
_________________ Новость — это свежий взгляд на то, что всем хорошо известно.
Тихий
Заголовок сообщения: Re: Старые фотографии лукояновцев
Интересная фото открытка Покровский собор в Лукоянов датируемая ??--1914 годом Специалистам по обработке фотографии -убрать временные огрехи и увеличить до максимума- цены бы не было..
Вложения:
Комментарий к файлу: Вот такое я нашел недавно в поиске -Филокартист двольно старая фотооткрытка начала 20 века...Удивлению не было предела - впервые увидел всю красоту здания.. 1469903237534a_lg.jpg [ 174.89 | Просмотров: 6606 ]
_________________ Новость — это свежий взгляд на то, что всем хорошо известно.
Dr.Max
Заголовок сообщения: Re: Старые фотографии лукояновцев
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения