Начало заселения территории Лукояновского района


Время заселения территории современного Лукояновского района относится к концу неолита и началу ранней бронзы (примерно 5 тысяч лет назад). Об этом свидетельствуют многочисленные каменные орудия труда, найденные на территории нашего края,- это и каменные топоры, скребла, наконечники копий и стрел, тесла и др. В Лукояновском краеведческом музее экспонируется выставка этих находок и карта района, на которой отмечены их места. Практически это территория большинства современных крупных населенных пунктов.
В I тысячелетии н. э. всю территорию междуречья Оки, Волги, Суры и Мокши заселяли мордовские племена. О древнем заселении мордвой нашего района свидетельствует местная топонимика и гидронимика. Даже в тех местах, где сейчас нет мордовских поселений, многие реки, ручьи, овраги и урочища носят мордовские названия: Каламалейка, Пиченея, Веселей, Пекшать, Ежать, Пойка и другие. Мордовские слова присутствуют и в названиях русских сел: Тольский Майдан (тол - огонь), Салдо Майдан (салдо - соль), Поя (осина).
Есть и другие следы расселения древней мордвы в нашем крае. В 1926 году у с. Перемчалки был обнаружен древнемордовский могильник, датированный 1Х-Х веками н. э. При раскопках могильника были найдены бронзовые браслеты, перстни, пряслица, железные орудия труда, посуда и другие предметы, свидетельствующие о хозяйственной деятельности древней мордвы и ее обычаях. Обнаружены и другие памятники глубокой старины.
В 1975 году на территории соседнего Шатковского района было открыто Федоровское городище. Это одно из видов укрепленных мордовских поселений - «твердь». Материалы раскопок с этого городища ныне хранятся в Лукояновском краеведческом музее.
До второй половины XVI века территория нашего района была заселена очень слабо. Это объясняется тем, что Нижегородское Поволжье с XII века в течение более 400 лет являлось пограничной областью сначала русских княжеств, а затем централизованного Русского государства. Оно было ареной многочисленных кровопролитных войн сначала с Волжской Булгарией, а затем с полчищами Золотой Орды, с Казанским ханством, ногайскими кочевниками и другими.
В результате этих войн местное мордовское население оказалось в достаточно сложном положении. Самостоятельной позиции в этих войнах оно не могло занимать, поэтому и переходило либо на сторону татар, либо русских, а значит, подвергалось ударам то с одной, то с другой стороны. Войны разоряли и истребляли местное население, и оно вынуждено было уходить в более безопасные места - лесные дебри.
«Мордовские селения того времени состояли обычно из 7-10 дворов, расположенных преимущественно в глубинах лесных массивов, куда не доходили татарские отряды; в дальних районах лесных прогалин сооружались временные жилища - «зимницы». Открытые пространства были почти безлюдны и начали заселяться после прекращения набегов казанских татар и ногайских кочевников» (Веселовский С. Б. Арзамасские поместные акты. 1918. С. 82).
Это произошло после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. В результате этого похода юго-восточная граница Русского государства была перенесена с рек Пьяны и Сережи южнее, на реку Алатырь. Здесь была создана пограничная полоса засек с Пузскими воротами, которая защищала от вражеских набегов и территорию будущего Лукояновского уезда, входившего в тот исторический период в Залесный стан Лукояновского уезда.
Царское правительство было заинтересовано в охране и хозяйственном освоении опустошенной войнами и прежде нейтральной территории, которая была расположена между старыми засечными полосами по Пьяне и Сереже и новыми засечными полосами по Алатырю. Ныне это весь юг Нижегородской области, в том числе и территория Лукояновского района.
Сюда различными льготами привлекались служилые люди; сюда также, спасаясь от помещичьего гнета, самостоятельно переселялись беглые крестьяне. Одновременно с этим царское правительство приступило к широкой раздаче местных земель и угодий русской, татарской и мордовской знати, участвовавшей в казанских походах Ивана Грозного. Началась колонизация края русскими переселенцами.
Среди новых землевладельцев было много феодалов-вотчинников, владевших крестьянами и землями в центральных русских областях. Они стали насильно переселять своих крестьян на новые места. На лесных расчищенных пустошах наново ставились сотни русских и мордовских поселений.
Интересна история отдельных поселений и происхождения их названий. Главным источником изучения истории заселения Лукояновского района является «Писцовая книга бортничьих и мордовских деревень Арзамасского уезда, составленная писцами В. Ф. Киреевым и Григорием Молчановым в 1677 году». Установить происхождение названий населенных пунктов можно и по арзамасским поместным актам. В основном эти названия связаны с именами новых землевладельцев. Так, в грамоте о размежевании поместий Лопатиных и Варвары Микулиной, датируемой 14 февраля 1595 года, упоминается деревня Курово. В грамоте говорится, что эта деревня числилась за Иваном Гавриловым, сыном Микулина, как старое поместье на реке Ошнаре. Деревня Курово в документах XVII века упоминается уже как Гаврилово, по имени своего помещика. Возникновение сел Лопатина и Никулина устанавливается по этим же документам. Весной 1595 года по царскому приказу поместья Третьяка и Федора Лопатиных были отмежеваны от поместий Ивановских, жены Микулина. По левую сторону реки Ошнары земли отошли к Лопатиным, где возникло село Лопатино, а по правую - к Микулиным, где появилось с. Никулино. При разделе земли присутствовали чуфаровский поп и сыны боярские Саврасовы. Последние прибыли в Залесный стан с разрешения боярина И. С. Ржевского и положили начало деревни Саврасовой. В 1610 году она была пожалована стряпчему Ивану Кирееву.
В межевых книгах поместий Алексея Теплова (1598) впервые упоминается помещик Богдан Сонин, который приехал в Залесный стан в пустошь Суворовское усадище на реке Ошнаре. Эта пустошь находилась по соседству с поместьем Ивана Гаврилова и принадлежала помещику Ульянину. В пустоши, где не было ни построек, ни людей, Богдан основал деревню Сонино.
А на место теперешней Мерлиновки приехал помещик Плакида Мерлин, с тем, чтобы присоединить пожалованную ему территорию в Залесном стане к своей вотчине, и было вполне естественно, что деревня получила имя своего вотчинника.
В межевых книгах Ивана и Тимофея Есиновых и Степана Сафронова от 1598 года упоминается деревня Ульяново. Она была основана выпущенными из Нижнего Новгорода на волю пленными литовскими пушкарями, которые помогли нижегородцам отбить наступление татарского войска в 1550 году. Литовцы во главе с паном Ульяном были поселены на землях будущего Лукояновского уезда. Здесь и возникла деревня Ульянове Названия сел Большое Мамлеево и Большие Ари своим происхождением также связаны с именами первых землевладельцев, которыми стали татарские мурзы Мамлейка и Арька, перешедшие на сторону Ивана Грозного и пожалованные за это землями.
Что касается происхождения названий мордовских поселений, то они чаще всего носят имена первопоселенцев. В документах XVI века есть упоминание о Семене Атингееве, проживавшем в Залесье на речке Пойка. Он явился основателем д. Атингеево.
В арзамасских поместных актах за 1587 год впервые упоминается мордовская деревня Ермензенки (от древнемордовского имени Ерменза). В 1675 году д. Ермензенки была отдана гостю Семену Сверчкову на будные станы. Мордва из этих мест ушла, а на месте бывшей мордовской деревни возникло русское поселение, которое на карте XVIII века уже обозначается как Тольский Майдан. В названии села отразилась особенность его хозяйственной жизни - производство поташа.
Другая группа мордовских сел носила названия урочищ, где находились эти поселения: Чиргуши (косая поляна), Пичингуши (сосновая поляна), Березовка. Эта деревня возникла в начале XVII века. Первыми поселениями здесь были три мордовских двора с шестью душами мужского пола и таким же количеством женского пола, выселившимися из с. Нового Иванцева.
Село Иванцево впервые упоминается в актах о землепользовании, относящихся к 1595 году, под названием Иванцево Аржеманово в связи со спором о его границе с селом Ульяновом. Жители Иванцева жаловались на соседних и помещиков «пана Ульяна и Кологривовых: которые нарушили межу и их землю перепахивают и называют своею». В писцовых книгах, относящихся к XVI веку, говорится о каком-то Ивашке Лукоянове, который поселился в верховьях Теши и поставил мельницу, «колесо русское». Он и положил начало деревушке Лукояновой. О том, что действительно деревня Лукоянова получила название от имени первопоселенца, говорит живучесть этой фамилии в данном регионе на протяжении нескольких десятилетий.
Так, в платежной книге начала XVII века есть упоминание о сборах оброка с мужика Олешки Лукоянова: «У Олешки Лукоянова с кузницы, что пригорожена к Панфиловке кузнице оброку гривна, и те деньги на нынешний (1629 г. - Ред.) взяты сполна» (Нижнего Новгорода книга платежная всяким денежным пошлинам и оброчным сборам и доимкам). В середине XVII века в записной книге о сборе за проданное казенное вино указывается, что «июня с 1 -го числа июля по первое число Федору Лукоянову продано 10 ведер». Раньше Федора в 1657 году продажей вина в кабаках занимался Семен Лукоянов (Смирнов М. Нижегородские казенные кабаки и кружечные дворы XVII столетия. 1913).
Сначала деревушка Лукоянова входила в вотчину Бутурлина, затем переходила из рук в руки от одного помещика к другому, а в XVIII веке село Лукояново находилось уже в составе экономических сел.
Правительство первых царей династии Романовых в XVII веке продолжало раздачу земли помещикам. Так, крупному помещику Морозову царь Алексей Михайлович пожаловал несколько тысяч десятин в будущем Лукояновском уезде, на которых была поселена «литва». Русское население «окрестило» новых поселенцев «будаками». Долгое время происхождение лукояновских «будаков», отличавшихся не только наречием, но и костюмом, составляло для многих загадку. Ответ на нее был найден только в 1835 году В. И. Далем и П. И. Мельниковым. По особенности выговора Даль узнал в них мензелинскую «шляхту». Он попросил Мельникова порыться в архивах. «Архивы, - пишет П. И. Мельников, - были тогда во многих руках». Но все же подтверждение предположению В. И. Даля он нашел. В XVII веке при царе Алексее Михайловиче в Лукояновский уезд, равно как и в Мензелинск (Татария), была поселена «литва», то есть собственно белорусы (Мельников А. П. Нижний Новгород и Нижегородская губерния. 1896. С. 86). Позднее эти земли находились в руках крупных землевладельцев уезда: Разумовского, Кочубея и Лубяновского. Сейчас на территории нашего района осталось три населенных пункта с потомками белорусов: Елфимово, Красная Поляна и пос. Белецкий.
Заселение территории района шло неравномерно. Его центральная часть (лесостепная) была заселена раньше, в XVI-ХVIII веках, а что касается лесных дебрей алатырской зоны (южная часть района), то она была заселена только во второй половине XIX века. Тогда и появились здесь такие поселения, как Орловка, Буцкое, Пандас, Николай Дар, Волчиха, Скопинка и другие. Они заселялись выходцами из разных сел Орловской, Тамбовской, Пензенской, Новгородской, Рязанской и других губерний. На самом юге, за Алатырем, издавна существовало единственное мордовское мокшанское село Печи. В 1915 году от него отделилось село Санки (сана - река).
В настоящее время на территории Лукояновского района находится 14 мордовских сел. Эрзянские села расположены двумя группами. В восточной части района это Чиргуши, Пичингуши, Новоселки, Крапивка, Кельдюшево. В юго-западной расположены Иванцево, Шандрово, Атингеево, Мессинговка, Салдаманово, Николаевка и отдельно, в северной части района, - Березовка. Мокшанские села Печи и Санки находятся на юге. Остальные 52 населенных пункта - русские. Особенности заселения территории района отразились не только на национальном составе населения, но и на пестроте говоров и наречий, обычаях, привычках и даже характерах жителей разных сел. Взять хотя бы разнообразие говоров, из которых очень редко совпадут принадлежащие населению двух рядом расположенных сел. Есть несколько сел, жители которых по-нижегородски сильно «окают». Это Нехорошево, Крюковка, Малая Поляна. У жителей Волчихи «акающий» (московский) говор; твердое «ч» у лопатинцев; распевная речь у жителей Гаврилова. Правильная литературная речь у перемчалковцев; мягкое окончание глаголов у жителей Скопинки. В речи жителей Никулина и Кудеярова отмечается замена «ч» на «ц» Много белорусских слов и особенностей произношения сохранилось в речи жителей Елфимова и Красной Поляны.
И по душевному складу жители наших сел разные. Доброжелательны, просты и тактичны жители Перемчалок; деловиты и серьезны жители Больших Арь; работящи и предприимчивы лопатинцы; скромны, гостеприимны и очень музыкальны жители Волчихи; беспредельно терпеливы, непритязательны в быту и труде елфимовцы. Жителей села Иванцева отличает сильно развитое чувство собственного достоинства.
Но, несмотря на пестроту этнического состава населения нашего края, всех его жителей объединила лукояновская земля. За многовековую совместную историю произошло естественное сближение народов. Их связала не только единая территория, но и хозяйственные отношения. Знаменитые чиргушские портные «обшивали» всю округу; лопатинские ткачихи снабжали домоткаными холстами - «клетками» (пестрая домотканая клетчатая ткань) - не только население своего района, но и соседних Болдинского и Шатковского. Елфимовские и неверовские плотники ставили сотни домов во всех окрестных селах. Семьдесят пять семей кудеяровских бондарей снабжали весь уезд деревянными ведрами (бадьями). Пойские мастера санного производства обеспечивали уезд санями. Добрая половина уезда пользовалась веревками, которые вили жители Малой Лукановки. Весь уезд ездил на телегах, поставленных на силинские колеса, а печенские углежоги развозили уголь по всем кузницам округи.
Объединяла жителей уезда и совместная борьба против угнетателей. Как русское, так и мордовское население активно участвовало в крестьянских войнах Степана Разина, Емельяна Пугачева, в революциях 1905 и 1917 годов. И наказаниям за это участие со стороны царского правительства оно подвергалось одинаковым.
В ведомостях о поставлении в Нижегородской губернии «колесах и глагольях» (виселиц), на которые отправлялись крестьяне, принимавшие участие в народном движении под руководством Емельяна Пугачева, русские и мордовские села назывались рядом.
Русско-мордовские отношения в регионе на разных социальных уровнях складывались по-разному. Чтобы ускорить христианизацию мордвы, православная церковь пыталась противопоставить людей разных наций друг другу. Церковь запрещала русским общаться с мордовскими «нехристями». Но простым людям нечего было делить. Позиция разных групп населения в национальном вопросе нашла яркое отражение в народной пословице, записанной молодым Н. А. Добролюбовым в Нижегородской губерний: «С боярами знаться честно, с попами свято, а с мордвой хоть и грех, а лучше всех». «Грех» - это позиция церкви, а «лучше всех» - это позиция простых людей. Но попытка помешать сближению двух народов была безуспешной. Как доносил Святейшему Правительствующему Синоду епископ Нижегородский и Алатырский Дмитрий 16 мая 1743 года, «неученые христиане [крестьяне] при их [мордвы] бесовских игралищах приходят обществом и скверным их жертвам приобщаются, пьют и едят с ними заедино» (Веселовский С. Б. Арзамасские поместные акты. 1918. С. 323).
Итак, население Лукояновского района формировалось из коренного мордовского населения и русских и белорусских переселенцев, собранных с разных концов Российского государства. Процесс этот был длительным, противоречивым и сложным, и не в этих ли особенностях кроется источник щедрости лукояновской земли на интересных, увлеченных, самобытных и талантливых людей...

Деревенька в верховьях Теши


История Лукоянова уходит корнями к XVI веку. По преданию, назван он по имени первопоселенца Ивашки Лукоянова, который поставил в верховьях реки Теши «мельницу, колесо русское», положив тем самым основание небольшой деревне.
Деревня Лукоянова входила в состав Арзамасского уезда, который подразделялся на семь станов — Тешский, Ичалковский,- Ирженский, Собакинский, Шатковский, Залесный. Один стан был с дворцовыми и ясашными се­лами. В перечневой книге он остался без названия. По документам XVII—XVIII веков это Утишный стан.
Большая часть территории современного Лукояновского района входила в Залесье. Стан находился к во­стоку от Арзамаса «за шатковскими и собакинскими вороты». Жила здесь преимущественно мордва. Вплоть до конца XVI столетия она составляла здесь 68% насе­ления. Из 22 деревень Залесья 15 было мордовских. В каждой деревне" в среднем было не больше 18 дворов4. Кругом шумели вековые леса с бортными угодьями, в ко­торых местные жители занимались сбором меда диких пчел.
Начиная с XVI века цари Московского государства в разных местах раздавали земли боярам. Наблюдалось это и в Арзамасском уезде. Но в течение столетия в вот­чинное землевладение и поместное пользование в Сред­нем Поволжье было роздано относительно немного земель, с начала XVII века этот процесс принял широкий размах. По «десятинному списку дворян и детей бояр­ских» только в Арзамасском уезде было роздано в по­местья 85 тыс. десятин земли.
В эти поместья крупные землевладельцы переселяли русских крестьян. Новоселы порой вытесняли коренных жителей здешнего края с насиженных мест, иногда по­селялись рядом. Но есть немало фактов, рассказывающих о том, что многие мордовские села так и оставались мордовскими.
В первой половине XVI века деревня Лукоянова на­ходилась в вотчине Бутурлина, а затем была пожалова­на Иваном Грозным Федору Кирееву и Афимье Карпо­вой. В «раздельных» и «межевых» книгах поместий Фе­дора Киреева и Афимьи Карповой за 1586—1594 годы есть запись, в которой сообщается, что Киреев получил в свое поместье «вотчину Лукоянову по Иванову (то есть царскому.— М. Б.) разделу Бутурлина».
Всеми делами в вотчине управлял приказчик Киреева Оноха Иванов. На видном месте была его усадьба с горницей и поварней, житницами и рублеными конюш­нями, ледником и другими хозяйственными постройками. А рядом, на склоне горы, ютились низкие серые избы крестьян. Убогую картину деревни дополняло кладбище, прижавшееся к бугру правого берега р. Хвощевки.
Вотчина находилась во владении Киреева до 1612 года, вплоть до войны с польскими панами, когда поме­щик изменил своему народу, перейдя на сторону врага.
По указу царя Киреев был казнен, а его сыновья лишились отцовой вотчины. Царь предписал деревню Лукоя­-
нову со всеми угодьями и крестьянами «дати в вотчину Федору Левашову», активному нижегородскому ополченцу. Но ввиду того что Левашов получил к тому времени пожалование в другом месте, она перешла в поместье Панова.                                 
К середине XVII века, как об этом свидетельствуют документы, деревня Лукоянова была переведена в раз­ряд экономических сел.
Село Лукояново представляло собой традиционное кольцевое поселение из трех кварталов. Одной стороной застройка примыкала к правому берегу реки Теши, а другой уходила на гору. В центре площади, образованной от кольцевой застройки,   возвышалась  деревянная церковь. С двух сторон к селу подходили   проселочные дороги.
Во второй половине XVII века в окрестностях Лукоя­нова стали появляться поташные промыслы. Еще в се­редине столетия царь Алексей Михайлович, заботясь о дворцовых доходах, своим указом предписал: «В при-тешских и приалаторских лесах произвести розыски угожих мест, кои бы годились его, великого государя, на поташное и смольчужное дело».
Как следствие этого, в Лукоянове и соседних с ним ceлax возникли многочисленные поташные заводы — «будные майданы», где круглыми сутками трудились крестьяне. Поташ играл огромную роль в торговле России с заграницей. По ценности вывоза отдельных това­ров он занимал одно из первых мест.
Техника изготовления поташа была несложной. Дуб, ольху, преимущественно, пережигали в золу, а потом из золы делали жидкое тесто, обмазывали им сосновые или еловые поленья и складывали их в костер. Каждый ряд поленьев покрывали слоем золы и зажигали. Пережжен­ная, «расправленная» таким образом зола и представля­ла собой поташ.
Производство поташа губительно сказывалось на ле­сах, которые год от году редели в правобережье Волги. От дыма погибали пчелы. Мед стал дорог.
Любопытно отметить, что все лица, участвовавшие в захвате мордовских бортных лесов для поташных про­мыслов в Арзамасском уезде, принадлежали к придвор­ной знати, — это были царские родственники и фавориты (Морозовы, Черкасские и другие).

 

По административной реформе, проведенной Екатериной II в 1779 году, с. Лукояново вместе с рядом сел Нижегородской губернии было преобразовано в город. 16 августа 1781 году был утвержден герб г. Лукоянова: в верхней части щита – Нижегородский герб, а в нижней - на зеленом поле два золотых лемеха – знак плодородия этих мест.
Пожар 1817 года уничтожил город Лукоянов дотла.
В середине XIX века в городе было всего четыре каменных здания: Покровский собор, напольная церковь и два присутственных места. Население города было сплошь неграмотным; только к столетию города, в 1879 году, в Лукоянове как официальное событие отмечалась закладка кирпичного двухэтажного здания городского начального училища. В 1903 году в связи с пуском Ромодановской железной дороги Лукоянов стал крупной железнодорожной станцией с паровозоремонтным депо. В городе начал формироваться рабочий класс.
В Лукояновском уезде существовала своя разветвленная система кустарных промыслов. Каждое село в уезде имело свою хозяйственную «специализацию», свои традиции, секреты. В условиях натурального хозяйства села обменивались изделиями своих промыслов, что стимулировало развитие товарно-денежных отношений. После отмены крепостного права распространение кустарных промыслов еще более усиливается.
Город Лукоянов становится центром торговли на юге губернии. На Базарной площади торговали мукой, крупяными изделиями, мясом, солью, пряжей, холстами, воском, колесами, кадушками и др. Базары способствовали широкому развитию предпринимательства, которое было направлено в основном на обслуживание торгового люда. Одним из видов предпринимательства являлось содержание постоялых дворов. В городе имелось и несколько гостиниц. Большое развитие получило кузнечное дело. Рядом с Базарной площадью располагались шесть кузниц, которые оказывали услуги владельцам гужевого транспорта. Всего же в Лукоянове имелось около 20 кузниц. Быстрое развитие торговли превращало ее в основную статью дохода для бюджета города.
В XVII – XVIII веках Лукояновский уезд по указу императорского двора активно поставлял в Санкт-Петербург поташ. Поташ получали при пережигании дубовых и ольховых (еловых) дров. Как химикат он употреблялся при производстве стекла, мыла, красок, пороха и других изделий. Правительство всеми мерами поощряло добычу поташа и смольчуга, которые были одной из важнейших статей вывоза в Англию и Голландию и получения государственного дохода.
Лесные промыслы составляли одно из распространенных и разнообразных занятий жителей: на первом месте стояло тканье рогож и кулей, плетение лаптей, вытачивание деревянных ложек, также делали ведра, сани, колеса, телеги, пилили доски. В Лукоянове получали пеньку, вили веревки. Своеобразным промыслом в XIX веке являлось изготовление мочала, которым было занято около 10 тысяч человек в течение круглого года.
В Лукояновском уезде существовали и специфические промыслы. Так, жители с. Крюковка были высококвалифицированными мастерами, которым в строительном деле равных не было во всей округе. Довольно необычным являлось производство окороков атингеевцами. Крестьяне, выращивая свиней, умело доводили их до нужной кондиции и поставляли готовые окорока к царскому столу.
Весной 1905 года в Лукоянове была создана местная социал-демократическая организация. В апреле 1905 года начались открытые выступления против помещиков. Революционное движение разрасталось. В начале 1906 года начался спад революции. По Лукоянову прокатилась волна массовых репрессий, обысков и арестов. В ноябре и декабре 1917 года лукояновские коммунисты совместно с революционными рабочими и крестьянами уезда развернули активную работу по установлению Советской власти на местах. Война 1918 года сильно подорвала экономику Лукояновского уезда. Важную роль в дальнейшем развитии сельского хозяйства уезда сыграло широкое развитие сельскохозяйственной кооперации. Крестьяне видели практическую пользу от сельхозкооперативов и охотно вступали в них.
Перестройка сельского хозяйства в районе проходила одновременно с борьбой за культурное строительство в городе и в селах. В годы первой пятилетки лукояновцы занимали одно из первых мест в крае не только по организационно-хозяйственному укреплению колхозов, но и по выполнению обязательств перед государством, как по продукции сельского хозяйства, так и по финансовым платежам. Лукояновский район был назван в числе 26 ведущих сельскохозяйственных районов СССР.
В дни войны многие предприятия переключились на выпуск военной продукции. Швейная промартель «Салмокс» поставляла на фронт тысячи комплектов зимнего и летнего обмундирования – фуфайки, гимнастерки, брюки, белье. Здешним швейникам было поручено изготовление первых армейских погон. В артели «Красный текстильщик» производилась маскировочная сетка, а в «Кустаре» – металлическая заградительная сетка против подводных лодок. Разинские леспромхоз и лесхоз выпускали материалы для авиационной промышленности и делали заготовки для прикладов к автоматам и другим видам оружия, стеклозавод освоил выпуск специальных бутылок для горючей смеси.
В конце 50-х годов начались работы по сплошной электрификации населенных пунктов района. В 1958 году была пущена в эксплуатацию Лукояновская электростанция. Осенью 1961 года электрифицированы населенные пункты заалатырской зоны, район стал полностью электрифицирован. В 1955 году была построена первая дорога с твердым покрытием, соединяющая Лукоянов с р.п. Шатки. Началом основательного строительства дорог в районе следует считать 1960 год. Первой была построена дорога, соединившая Лукоянов с райцентром соседнего Гагинского района. В 1960 – 1965 годах с участием горьковских заводов строились дороги на Саранск и до с. Большого Маресьева и р.п. Разино. К середине 70-х годов Лукоянов был соединен дорогами со всеми центральными селами района.
Все предприятия постепенно механизировали производство, строили новые цеха. В 1962 году вошел в строй действующих новый цех мясокомбината (хладобойня), в 1967-м был построен завод по производству сухого обезжиренного молока, в 1968 году начал работать ремонтно-подшипниковый завод, в 1971году - кирпичный завод, в 1973году -завод крупнопанельного домостроения.
В конце 70-х годов в селах развернулось массовое жилищное строительство за счет средств госбюджета. В Лукоянове строительство жилья и объектов социально- культурного назначения в основном велось в двух микрорайонах. В 1971 году была построена первая газораспределительная станция. Сеть газовых магистралей в городе с тех пор ежегодно увеличивается. Одновременно велись работы и по строительству газовых котельных, шла газификация и населенных пунктов района. В настоящее время основные газовые трубопроводы проложены по всему району, ведутся работы по прокладке газопроводов от основных магистралей до каждого населенного пункта. В 1986 году началось строительство городской канализации.
В настоящее время Лукояновский район является одним из крупнейших сельскохозяйственных районов юга Нижегородской области. На территории района находятся 53 предприятия, занятых производством сельскохозяйственной продукции, из них 28 фермерских хозяйств; а также 7 крупных и средних предприятий промышленности следующих отраслей: машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, стекольная, легкая, пищевая и полиграфическая.